Поведение ребёнка 2 года


Добрый день уважаемые специалисты!

Хочу проконсультироваться по поводу поведения ребёнка.
Мальчик, без одной недели два года, рождён в срок, 8/9 по апгар.
Ничем не болел, развивался нормально.

У родного дяди (брата отца) - аутизм с детства в тяжёлой форме. В ссср ему был поставлен диангоз «Шизофрения». Нормальным никогда не был, первые признаки пошли в 6 месяцев.

Сначала хочу рассказать про положительные моменты. Чёткий указательный жест еще до года сформировался. К двум годам у него огромный активный словарный запас - существительные, глаголы, прилагательные. Знает кучу животных и даже морских, разных рыб, массу предметов. На раз учит новые слова, песни и стихи запоминает очень быстро и обожает их читать, чтобы все потом ему хлопали. Говорит предложениями - «Мама, дай компотик попить», если клеит наклейки и я спрошу «Куда приклеить?» он ответит «вот сюда» или сам с собой спросит «куда клеить…». Постоянно вовлекает меня в игру и говорит «мама зайди в комнату», «мама садись», «мама сядь в дом» (это значит залезь под матрас). Обращённую речь понимает хорошо. Знает по имени и даже фамилии всех домашних, знает как зовут его и как его фамилия, интересуется своим отражением в зеркале, показывает на себя пальцем. Мне постоянно признаётся мне в любви, обнимает целует и ласкается, ещё так делает с папой. Недавно начал проявлять сочувствие, гладить по голове и целовать. Будит меня поцелуями и словами «мама просыпайся» или «мама вставай», потом говорит «доброе утро», но иногда только с подсказки «Илюша, что нужно сказать?». Очень социальный, любит всех домашних, обращается ко всем, вовлекает в игры, любит нашкодить и убегать, хитрить, прятать что-то, украсть, любит борьбу понарошку, догонялки, прячется и говорит куку. Расстраиваемся когда кто-то уходит, особенно мама. Любит привлекать к себе внимание, корчит рожи, зовёт чтобы посмотрели на его игрушки. Глазной контакт есть, особенно когда хитрит или смеётся, часто бывает короткий просто потому что неусидчивый. Все повторяет за нами - сам включает телевизор и приставку, метёт веником, и делает много других вещей бытовых, пытается умываться, мешать в кастрюле, игрушечной дрелью «чинит». Одевает тапки взрослые, носит сумку не плече и тд, делает вид что ложиться спать и просит выключить свет. Играет в простые ролевые игры - экскаватор насыпает игрушки в грузовик, кормит игрушки, катает с горки, гладит, машины едут в гараж а потом по дороге. Динозавры дерутся и так далее. Любит разложить апликатор Кузнецова и сажать на него игрушки, потом говорит «айайай», типа укололись. Собирает пазлы, сортеры разные очень любит, пазлы из двух частей сам на раз, пирамиду большую собирает сам, иногда нарочно собирает неправильно, смотрит на меня и смеётся. Любит чтобы я строила из конструктора гараж или дорогу. Сам любит составлять вагончики и сажать Лего человечков. Знает все цвета, формы включая трапеции и пятиугольник, много букв, пытается и любит считать. Есть фантазия - прячется и хрюкает как свинка, прячется от игрушечного паука, перевернул игрушку с веревкой, качал и говорил «качели» и т.д. Знает Путина и Зеленского))) понимает контекст того что происходит по телевизору или на улице.

Теперь то что беспокоит.
В последние пару месяцев стал разговаривать буквально фальцетом, очень писклявый голосок на границе с ультразвуком. Если ему сказать - Илюша, говори как мишка! Он пару слов скажет нормальным голосом а потом опять пищит.
Также порой отвечает эхолалично, особенно когда не знает что ответить. И вообще несмотря на хорошее понимание часто не может ответить даже на простой вопрос - «Илюша, кого ты любишь?» будет долго думать смущенно улыбаться на всех смотреть и не ответит. Рассказываю ему историю - “две лошадки кушали травку», так он повторяет. Часто говорит просто невпопад, может сидеть за столом и сказать «тяжёлый камень взял» или «бетономешалка мешает» или «экскаватор» и будет показывать как он работает, делая рукой как ковшом.
Часто говорит как бы заученными фразами, например я говорю ему: «спокойной ночи», а он - «спокойной ночи малыши - передача такая» и тд. И вооьще постоянно ходит болтает, часто читает стихи или отрывки из книжек, стишков, фразы которые слышал от нас.
В последнее время почти перестал говорить привет, только если попросишь. Но при приходе новых людей ведёт себя так - начинает отписывать все что видит вокруг «во какая картинка», «во какая машинка большая» и тд. Пока тоже говорит не всегда.
Ещё такое странное поведение - сам сначала орет, а потом говорит «не кричи Илюша» (повторяет фразу которую мы ему говорили раньше).
Стал плохо спать - раньше засыпал за 10-15 минут, теперь и по 40 может. Стал ночью иногда просыпаться и «гулять» по 4 часа - брыкает ногами, что-то говорит.
Ест вроде разнообразно, но очень аппетит плохой. Если дать самому то будет в основном возюкать по тарелке ложкой. Кое что попадёт в рот. Когда его кормят обычно начинает истерить (раньше такого не было).
Теперь по поводу поведения. Оно сипло истеричным((( чуть что не так - отобрали игрушку, не дали что-то - крик и кидание на пол, правда успокаивается обычно быстро, но тоже не всегда. Постоянно говорит мне что делать - «мама иди сюда», «мама иди в дом» (это значит залезть с ним вместе под матрас), «мама собирай пазл» если не сделаю или говорю что не хочу - крик. Даже мелочь может вывести из себя (пример - лего-человек поместился в кабину экскаватора только лёжа, а не вертикально). Если увидит этикетку в ботинке или на одежде - крик «снимиии» или «оторвиииии». Если видит что я собираюсь уходить из дома - страшная истерика, если я говорю «я пошла на лошадках скакать» он кричит «пойдём вместе на лошадках скакать», не успокаивает даже обещание купить подарок.
На новую обувь и верхнюю одежду тоже страшная истерика, особенно на ботинки. Также недавно приучали к тапкам - крик был неимоверный. В торговом центре или магазине переживает, ведёт себя беспокойно, может расплакаться. Правда ходим мы туда крайне редко.
С горшком пока ноль - может играть и одновременно какает в штаны. Знает для чего нужен горшок но пользоваться им отказывается. Может «по приколу» на него садиться в штанах и говорить «какака». Когда какает писает - меня не предупреждает.
Недавно начал брать мою руку и ей пытаться что-то делать, допустим говорит «мама собирай рыбок» и берет мою руку и кладёт на рыбок. «Мама вози машинку» и руку мою берет и кладёт на неё. Водить за руку тоже начал - «мама пойдём в зал играть» и ведёт.
Проявляет интерес к буквам - подходит и спрашивает что это за буква? Любит кубики с буквами. На детской площадке любит считать колечки, постоянно зовёт меня в домик с этими счётами, говорит «мама садись» и я должна смотреть как он считает.
Обожает шлагбаумы и светофоры, как видит то сразу говорит. Дома играем в шлагбаум - он подвозит машину и говорит «биби» я открываю шлагбаум, машина проезжает, потом останавливается около светофора, стоит, едет и тд. Недавно стал просить меня играть, чтобы он смотрел как я это делаю.
Обожает клеить наклейки в специальные книжки, а потом их отрывать, любит вынимать карандаши из стакана и складывать обратно и тд.
Стал часто говорить «я боюсь», особенно часто говорит «боюсь сову», даже если в мультике есть сова то просит переключить.
Иногда ходит на цыпочках. Стал недавно странно складывать пальцы на руке (фото на файлообменнике).
И вот тут сегодня утром первый раз поставил динозавров из пятёрочки на присосках в рядок (фото на файлообменнике). Что и побудило меня написать сюда.

Спасибо большое, что прочитали до конца!
Ссылка на фото и видео -

Подскажите, нормальное ли это поведение? Нет ли признаков РАС? Как реагировать на истерики? Как приучать к горшку? Как поступать с едой?

Жду ваших советов!!!

Яна ( Муж., 2 лет. Россия Москва )

25.11.22 03:33

Соболь Андрей Аркадьевич

Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.

Здравствуйте! Нет никаких признаков РАС у Вашего ребёнка. Замечательный малыш! По поводу истерик - так он пытается получить от Вас желаемое. Поддадитесь - будет применять этот метод и дальше. С горшком - терпение, нужно приучать, приучать, приучать.

25.11.2022 11:07

Пётр Юрьевич Лизяев

медицинский психолог, психоаналитический психотерапевт

Появление "странных объектов" (strange objects) (в виде бестелесного телефона/камеры/инстаграмма) может сильно "конфузить" ребёнка и приводить к определённой деформации его психики. Пока что никакой грубой патологии вроде бы нет...

25.11.2022 12:09

Клиника Преображение

Дороти Берман, Врач-психиатр, психиатр-нарколог, психотерапевт

Здравствуйте. У Вас гениальный ребенок. Но привык получать все и сразу от Вас, да еше и за просто так. Естественно, перемена правил ему не по вкусу. Вы описываете у малыша проявления тревоги. Где то он этому научился. Вы исами являетесь тревожным человеком?

25.11.2022 16:28