Низкая адаптивность и выраженная агрессия у ребенка


Сыну в настоящий момент 2 года и 10 месяцев.
Беспокоит:
1. Резко выраженная возбудимость как реакция на малейший дискомфорт (запах еды, которая не нравится, громкий голос или резкий тон голоса, тактильные раздражители). Ситуация из недовольства быстро может перейти в плач, истерику, агрессию по отношению к окружающим;
2. Сложности с адаптацией к любым изменениям. Ребенок 3 месяц посещает частный ДС на 3 дня в неделю по 4 часа. Только последние 2 недели ходит туда без плача и истерики при расставании. При этом, дома постоянно говорим о садике, всячески простраиваем связь с воспитателем, стараемся принимать чувства ребенка, все проговариваем в спокойном моменте, сопереживаем его чувствам. С собой собирает любимые вещи и игрушки, в самом саду спокойная и дружелюбная обстановка, мало детей в группе 6-8 человек на 2 педагогов;
3. Сложности с адаптацией к горшку. Не менее полу года занял переход на горшок в вопросе дефекации. Очень долго не могли преодолеть страх ребенка к горшку и желание какать стоя в подгузник. Сейчас вопрос решен, сын уже месяц стабильно сам ходит на горшок, от подгузников ушли.
4. Пока никак не удается переселить ребенка в свою комнату. В комнате был сделан ремонт, в выборе материалов, мебели интерьера ребенок участвовал. Мы готовили его к этим переменам и после завершения ремонта он сначала был очень рад. Потом резко пошла волна агрессии к новой кровати, обоям, всему что изменилось. Вещи частично пострадали. Примерно 2 месяца понадобилось на привыкание к этим изменениям.
5. Сейчас новый виток постоянного состояния фрустрации у ребенка. Любая мелочь может вызвать состояние от слез до истерики. Сын хорошо говорит и часто сообщает, что не хочет ходить в сад, хочет быть с мамой, скучает и т.д. То есть причина понятна, но сад отменить не можем. Последние несколько дней в момент истерики стали появляться судорожные подергивания рук. Невозможность прийти к самоуспокоению в руках родителей. Помогает только отвлечение или переключение внимания. Уже примерно 3-4 месяца ребенок часто дергает и ковыряет губу, от этого появилась постоянная плохо заживающая рана. По совету психолога из детского сада перестали пытаться остановить эти действия, Переключаем внимание на игры, массаж, даем массажный шарик в руки чтобы отвлечь.
Если посмотреть на историю развития, ребенок родился на сроке 42,5 недели без состояния переношенности, 8/10 по Апгар, без родовых травм. С первых же дней жизни ребенок спал по самым нижним границам нормы сна, дневные сны были короткими по 30-40 минут, их никак не удавалось продлить. Сын постоянно плакали несколько раз были ситуации когда не удавалось успокоить и уложить спать ребенка более 5 часов подряд. До 4 месяцев хотя бы был более менее стабильный ночной сон с 3-4 просыпаниями. После этого срок и до возраста 1,9 года ребенок крайне плохо спал ночами, в среднем просыпался 8-10 раз за ночь. После обращения к специалисту сомнологу удалось несколько улучшить ситуацию, но не кардинально. Сейчас ребенок все также спит по нижней границе возрастной нормы 9 часов ночного сна с (22 до 7 утра) и 1-1,5 днем, то есть суммарно за сутки 10-10,5 часов.
Был на ГВ до возраста 2,2 года. Завершение ГВ никак не отразилось на крепости сна ночью, также просыпается по ночам сейчас, в среднем, 1-2 раза.
Регулярно проверяем ребенка у терапевта и профильных специалистов, неврологи никаких нарушений не выявили. Обращались к ним в возрасте 3-4 месяцев с полным обследованием.
С точки зрения общего развития ребенок пошел в 1,2 года, начал говорить в 1,9 года предложениями, никаких отставаний в физиологическом развитии не было выявлено. Сын активный, с 6 месяцев на регулярной основе посещаем бассейн 2 раза в неделю. В части крупной моторики ребенка можно назвать неуклюжим, часто травмируется, падает, разбивает коленки, ударяется головой в активных играх, а иногда и спотыкается на ровном месте.
С точки зрения семьи: семья полная, нет сиблингов, проживание от всех родственников отдельное, бабушки приезжают 1 раз в 2 недели примерно. В семье достаточно спокойная обстановка, с ребенком стараемся применять гуманистические принципы воспитания, в основе отношений лежит создание прочной привязанности и доверительного отношения.
Хочется понять как снизить фрустрацию от изменений, улучшить адаптивность ребенка, стабилизировать психологическое состояние ребенка.
Есть ли необходимость сейчас пройти дополнительное обследование и какое?

Юлия ( Муж., 2 лет. Россия Нижний Новгород )

03.03.21 10:41

Павел Викторович Седаков

Психиатр. Невролог. Судебно-психиатрический эксперт. Сертификаты дополнительного образования: "Психотерапия", "Психиатрия-наркология".

Вы описали абсолютно НОРМАЛЬНОЕ развитие ребенка, которое полностью соответствует его ВОЗРАСТУ. Почитайте в сети про кризис 3 лет!

03.03.2021 15:40

Соболь Андрей Аркадьевич

Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.

Здравствуйте! Не вижу патологии в развитии и поведении ребёнка по вашему описанию. Старайтесь не идти на поводу у слёз и криков ребёнка - так он пытается получить от вас желаемое. В остальном - без патологии.

03.03.2021 16:24